Цвета, оттенки и их сочетания в дизайне интерьера квартир

Цвета, оттенки и их сочетания в дизайне интерьера квартир

1. ЦВЕТ В ДИЗАЙНЕ ИНТЕРЬЕРА И АРХИТЕКТУРНОМ УБРАНСТВЕ

Цвет всегда играл решающую роль в архитектурном убранстве нашего жилища. В нем отражались личность хозяина дома, его вкусы и пристрастия. Один и тот же оттенок каждый видит по-своему, и вывести здесь какие-либо закономерности нельзя.

Каждый цвет имеет три главные характеристики. Первая — оттенок, то есть иными словами его название (синий, зеленый, желтый, или какой-либо еще). Вторая — хроматическая интенсивность. Имеется в виду его насыщенность. Например, яркий красный, если в него добавить черной или белой краски, становится приглушенным, менее интенсивным. И третья характеристика – яркость, говорящая о том, насколько данный оттенок отражает свет, то есть, в какой степени он, темный или светлый. Основные цвета – красный, синий, желтый, а все остальные цвета создаются на основе этих и их смешения. Существуют также светлые оттенки, когда в тот или иной цвет добавляется белый, и темные, когда добавляется черный.

Большинство людей предпочитают в дизайне интерьера квартиры натуральные пастельные тона, но кто-то — тона более яркие насыщенные. В любом случае, цветовое решение интерьера квартиры выбирается заказчиком, а помогут ему в этом профессионалы.

2. ЦВЕТОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ И ПРИСТРАСТИЯ

У каждого из нас есть свои цветовые пристрастия и свое восприятие цвета, не зря говорят, что «на вкус и цвет товарищей нет». Это научно доказанный факт, что цветовое предпочтение и цветовосприятие очень индивидуальны. И то, что одному человеку «режет глаз» — другому приносит удовольствие от созерцания. Большую роль в цветовом предпочтении играет интеллект: чем выше уровень интеллекта, тем более сложные и тонкие оттенки и сочетания цветов нравятся человеку. Примером тому может служить психологически тонкая живопись художника-профессионала и лубочные яркие картинки деревенских мастеров.

3. ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА КВАРТИР И ГАРМОНИЯ ЦВЕТА

Вопрос о причине различной окраски тел занимал ум человека с древних времен, когда философы и ученые считали, что цвет — есть свойство самого тела. Хотя при этом не могли объяснить изменение этого цвета в зависимости от времени дня или условий освещения. Считалось, что различные цвета получаются как «смесь» света и темноты. Люди наблюдали радугу, игру цветов на гранях алмазов и стеклянных призм, которые привозили как диковину из Китая, но только Ньютон открыл связь между великолепными красками радуги и цветом тел.

Дизайн-проекты интерьера квартир и гармония цветаВажным открытием, принадлежащим Ньютону, оказалось разделение цветов на простые, которые невозможно разложить на составляющие и сложные, представляющие из себя смесь простых цветов. Самый сложный в этом смысле белый цвет — это своеобразное «сжатие радуги». Все знают, что смешение простых желтого и синего дает сложный зеленый цвет, а синего и красного — фиолетовый. Расположив простые и сложные цвета по порядку, мы получим простейшую модель цветового круга.

Помимо простых и сложных цветов, в оптике существует также очень интересное явление — наличие дополнительных цветов, когда наложением цветных стекол друг на друга, в результате получается серый цвет. Такие цвета, которые как бы «гасят» друг друга, называются дополнительными. Так дополнительным к красному служит голубовато-зеленый тон, к оранжевому — голубой, а к фиолетовому желто-зеленый. На цветовом круге дополнительные цвета располагаются друг против друга.

В природе чистые цвета без примеси довольно редки. Даже в радуге цвета не переходят друг в друга «скачками», и эта «плавность» перехода, то есть постепенное добавление в основной цвет другого цвета, создает тона и оттенки, а вот отсутствие «примесей» характеризует чистоту цвета. Например, желтый стоит рядом с зеленым, но при переходе в него проходит стадии от желто-зеленого до зелено-желтого (или еще говорят «зеленый в желтизну») в зависимости от того, какой цвет преобладает в тоне. Преобладающий цвет в этом случае будет основным, а добавленный в него — оттенком.

Дизайн-проекты интерьера квартир и гармония цветаСмешение цветов, или лучше сказать добавление одного цвета в другой, как это делают художники, смешивая краски, возможно не только в рядом стоящих в спектре цветах, но и противоположных или далеко отстоящих друг от друга. Так появляется красный с оттенком фиолетового — малиновый цвет.

Добавление в основной цвет серого дает приглушенные тона: серо-синий, серо-зеленый, серо-сиреневый. А вот добавление черного, делает цвета темными.

Дизайн-проекты интерьера квартир и гармония цветаПримесь белого, как бы ослабляет цвет, а отсутствие белесоватости характеризуется понятием насыщенности цвета. Самые насыщенные цвета имеет бархатная ткань, этому есть объяснение в физике.
Если цвета поставить рядом друг с другом, не смешивая, или пятно одного цвета наложить на другой, получится сочетание разных цветов или тонов. И тут возникают понятия «фона» и «контраста». Фоном является преобладающий по площади цвет, на который накладывается пятно, а вот ощущение цветового пятна на фоне называется контрастом. И чем насыщеннее цвета, тем сильнее контраст.

Сочетание тонов, имеющих разные оттенки, но находящихся в пределах одного цвета называется монохромным. Классический пример монохромного сочетания — черно-белый телевизор, когда по степени разбавленности черного цвета белым, на экране создается видимое изображение.

Дизайн-проекты интерьера квартир и гармония цвета
Бежево-коричневая гостинаяКонечно, монохромные сочетания цветов в дизайне интерьера квартиры с использованием других цветов смотрятся более интересными и дают своеобразные варианты декорирования. Например, в интерьере спальни преобладает желтый цвет, но используются разные его тона: темно-желтый, желто-коричневый, бледно-желтый, янтарный.

4. ЦВЕТОВАЯ ГАММА И ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА КВАРТИРЫ

Набор используемых в декорировании и дизайн-проекте интерьера квартиры цветов создает цветовую гамму. И здесь прямая аналогия с музыкой, ведь каждый цвет подобен ноте. Звучащая по отдельности она маловыразительна, а вот в аккорде или музыкальной фразе может произвести сильное впечатление. И от того насколько талантливо составлены ноты (цвета и оттенки) возникает гармония звуков или какофония и шум.

В основе дизайн-проекта интерьера квартиры в определенном колорите или цветовой гамме лежат ощущения человека в том или ином цветовом окружении. Некоторые цветовые сочетания в дизайн-проекте интерьера квартиры недопустимы, так как при длительном пребывании вызывают отрицательные эмоции или агрессию. Например, интерьер квартиры, где преобладает насыщенный красный фон в сочетании с ярко-розовыми или сочно-зелеными пятнами, человеку с нормальной психикой и стандартным цветовосприятием (не дальтонику) вынести очень сложно.

Песочно-голубая гостинаяНапряженные цветовые контрасты, когда сочетаются насыщенные цвета, далеко отстоящие друг от друга в спектре, тоже относятся к некомфортным с точки зрения интерьерного дизайна сочетаниям, например, ярко-фиолетовый с насыщенно-желтым, вызывает раздражение.

Уйти от бьющих цветовых контрастов в дизайн-проекте интерьера квартиры можно приглушив яркий цвет серым или черным или снизив насыщенность цвета — разбелив его. Тогда сочетание густого темно-фиолетового и бледно-желтого цвета будет смотреться вполне приемлемо и придаст интерьеру, например, кухни экстравагантный оттенок. Или оранжевая мебель в кухне на фоне серо-голубых стен — такое сочетание получается контрастным, но не напряженным, а бодрым. Используя те же два цвета в ослабленных, пастельных оттенках, получим освежающее «весеннее» сочетание (прозрачный песочный и светло-голубой).

А вот использование в дизайн-проекте квартиры сочетаний приближенных, переходных цветов (так называемых нюансных) действует успокаивающе.

Возможны, разумеется, и смелые варианты дизайн-проектов, построенные на большом количестве колористических составляющих, но в этом случае без консультации с дизайнером есть риск устроить в интерьере квартиры цветовую мешанину. Профессионал же поможет вам правильно выбрать колорит интерьера квартиры, чтобы все цвета в нем уживались гармонично.

5. ВЫБОР ЦВЕТОВОГО РЕШЕНИЯ ИНТЕРЬЕРА КВАРТИРЫ

Цвет — одно из эффективных средств оформления интерьера квартиры, при помощи которого можно достигнуть высокой его выразительности. Однако цвет не только определяет художественные качества интерьерного дизайна, но и помогает создать наиболее благоприятные условия для жизни и деятельности человека, его здоровья и настроения.

Чтобы правильно определить цвет в дизайн-проекте интерьера квартиры, до начала отделочных работ в квартире составляют детальный план ее колористического решения, в котором учитывают цвета всех составных элементов — стен, потолка, пола, мебели, мебельной ткани, занавесок, покрывал на кровати, ковров и т. д.

План необходимо реализовывать без отклонений, иначе желаемая гармония не будет достигнута.

ГЛОССАРИЙ

Дизайн (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок)

Интерьер (от франц. intérieur — внутренний)

Дизайн интерьера – архитектурно-художественное проектирование внутреннего пространства квартиры, дома или нежилого помещения с целью создания в них комфортной и эстетичной среды. В процессе работы над проектом, дизайнером по интерьеру, руководствующимся пожеланиями заказчика, а также строительными нормами и правилами, осуществляется выбор стилистики будущего интерьера, его цветового решения, отделки, меблировки и оборудования. На следующем этапе создаются эскизы помещений в виде трёхмерных визуализаций или рисунков «от руки», которые проходят обсуждение и согласование с заказчиком. Результатом работы является дизайн-проект, состоящий из итоговых визуализаций, планировочных решений, и строительных чертежей.